Гётчендорф

(историко-документальный очерк)

Введение

В северной части Уккермарка, среди тихих озёр и сосновых лесов, лежит маленькое поселение Гётшендорф (Götschendorf).
Сегодня здесь царит тишина и покой, но земля хранит следы событий, которые меняли историю страны.
За семь веков здесь переплелись судьбы славянских племён и немецких рыцарей,
дворянских родов и простых крестьян, военных и миротворцев, священников и паломников.

Гётшендорф помнит шумное прошлое:
возвышение рода фон Арним, Вторую мировую войну, послевоенную школу мира,
десятки лет забвения и, наконец, новое возрождение с приходом православного монастыря святого Георгия.

1. Первые поселенцы и древнеславянские корни (до XIII века)

Задолго до появления немецких хроник здесь жили украны — западнославянское племя, населявшее земли между озёрами и реками.
Название Гётшендорф, по всей видимости, происходит от старославянского «Godzicke»,
что означает «дубовый лесок» или «маленькая роща».

Жители занимались рыболовством, охотой и земледелием.
Деревянные дома строились на возвышенностях, а вокруг возводили ограждения от диких животных.
Следы этих первых поселений до сих пор находят в виде обломков глиняной посуды, кострищ и старых землян.

2. Немецкая колонизация и первое упоминание (XII–XIV века)

В XII–XIII веках земли Уккермарка вошли в эпоху восточной колонизации.
Сюда приходили немецкие переселенцы, строили каменные дома, вводили новые формы хозяйства и налогов.
При этом старые славянские названия сохранились, лишь слегка изменив звучание.

Первое письменное упоминание Гётшендорфа относится к 1375 году
и содержится в Земельной книге Карла IV (Landbuch der Mark Brandenburg).
В записях деревня упомянута как «Coczykendorp» или «Ghotzekendorp».
На тот момент здесь находилось:

  • около 22 крестьянских хозяйств;
  • один постоялый двор для путешественников;
  • развитое сельское хозяйство и пастбища.

3. Упадок и новое возрождение (XV–XVI века)

В конце XV века регион пережил трудные времена: войны, пожары и эпидемии обезлюдили деревню.
В старых документах встречается слово «Wüst» — «пустое место».
Однако земля не оставалась заброшенной надолго.

В 1472 году эти земли приобрёл влиятельный род фон Арним,
а уже в 1553 году Франц фон Арним построил здесь рыцарский дворец.
Деревня ожила: появились новые дома, пашни, мельницы и хозяйственные постройки.

4. Род фон Арним и расцвет имения (XVI–XVIII века)

На протяжении трёх столетий Гётшендорф находился во владении рода фон Арним.
В 1778 году пожар уничтожил старую усадьбу, но Берндт Якоб фон Арним восстановил её,
возведя новый господский дом в стиле фридеризианского классицизма.

К концу XVIII века имение представляло собой развитое хозяйство:

  • обширные поля и пастбища;
  • 17 хозяйственных построек;
  • более 4 000 моргов земли (~1 000 гектаров).

5. XIX век — богатство и процветание

В XIX веке Гётшендорф стал известен как образцовое поместье.
Имение модернизировалось, применялись новые технологии в сельском хозяйстве.
В документах 1860 года указано: один жилой дом, 17 хозяйственных построек,
богатые скотные фермы, рыбные пруды и развитая инфраструктура.

6. XX век — школа, война, память

Начало XX века ознаменовалось переменами. В 1910 году имение приобрёл
принц Леопольд цур Липпе-Детмольд, который построил новый господский дом.
В 1920–30-х годах владельцы менялись несколько раз, но деревня оставалась живым хозяйственным центром.

Сельская школа Гётшендорфа (1929)

1 февраля 1929 года в деревне открылась небольшая школа.
В одном классе один учитель преподавал всем восьми уровням учеников.
Это стало важным шагом для жителей деревни и окрестных поселений.

Центральная школа мира (1953–1958)

В послевоенные годы Гётшендорф оказался в составе ГДР.
В 1952–1953 годах здание замка было отремонтировано: проведена внутренняя реконструкция, установлена мебель,
подготовлены помещения для учёбы и проживания преподавателей.

8 апреля 1953 года открылась Центральная школа Немецкого совета мира
(Zentralschule des Deutschen Friedensrates).
За пять лет здесь прошло 58 курсов, которые посетили более 4 500 участников
активистов миротворческого движения со всей Европы.

Памятный камень советским воинам (1955)

В 1955 году, к десятой годовщине освобождения, жители Гётшендорфа совместно с учениками школы установили памятный валун
в честь десяти советских военнопленных, погибших весной 1945 года.
На камне высечено:
«RUHM und EHRE den Helden der Sowjetunion, den Befreiern vom Faschismus»
«Слава и честь героям Советского Союза, освободителям от фашизма».

После объединения Германии памятник оказался заброшен и постепенно осел в землю.
Недавно валун был найден, поднят, благоустроен и ограждён — теперь здесь ухоженный мемориал.

Камень «За мир» (1955)

В том же году участники Центральной школы мира установили ещё один памятный валун.
Он находится в тени старых деревьев.
На камне выбита надпись:
«Die Toten mahnen uns: Erhaltet das Leben, kämpft für den Frieden!»
«Павшие напоминают нам: храните жизнь, боритесь за мир!».

Этот камень — символ миротворческой работы школы и памяти о трагических событиях войны.

7. Период Штази и упадок

После закрытия школы в 1958 году замок использовался как дом отдыха Народной армии,
а позже — как объект Министерства государственной безопасности (Штази).
Комплекс стал закрытой территорией.
После объединения Германии в 1990-х усадьба оказалась заброшена, здания ветшали, земля зарастала.

8. Современное возрождение — монастырь Святого Георгия

В 2006 году имение приобрела Берлинская епархия Русской православной церкви
за символическую сумму — 1 евро — с обязательством провести масштабную реставрацию.

  • 2007 — основан монастырь Святого Георгия.
  • 2011 — прибыли первые монахи.
  • 2013 — освящение купольного креста.

Сегодня монастырь — это:

  • величественная церковь в северорусском стиле;
  • гостевые дома и кельи для паломников;
  • причал на озере и благоустроенная территория;
  • место духовного уединения и встреч.

Монастырь стал новым центром жизни Гётшендорфа, сохранившим память о прошлом и давшим ему новую цель.

Церковный календарь

Пятница, 19 сентября 2025 г. (6 сентября ст.ст.)
Седмица 15-я по Пятидесятнице
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Гал.4:8-21 Ев.: Мк.6:45-53
Псалтирь:
На утр.: - Пс.134-142; Пс.9-16 На веч.: - Пс.119-133

Это интересно

  • (историко-документальный очерк) Введение В северной части Уккермарка, среди тихих озёр и сосновых лесов, лежит маленькое поселение Гётшендорф (Götschendorf). Сегодня здесь царит тишина и покой, но земля хранит следы событий, которые меняли [...]

    (историко-документальный очерк) Введение В северной части Уккермарка, среди тихих озёр и сосновых лесов, лежит маленькое поселение Гётшендорф (Götschendorf). Сегодня здесь царит тишина и покой, но земля хранит следы событий, которые меняли [...]

  • Сорокоу́ст – церковное молитвенное поминовение христианина в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и о упокоении усопших, т.к. «у Бога все живы». Сорокоусты заказывают для совершения сорокадневной церковной [...]

    Сорокоу́ст – церковное молитвенное поминовение христианина в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и о упокоении усопших, т.к. «у Бога все живы». Сорокоусты заказывают для совершения сорокадневной церковной [...]

  • Что такое молебен?Молебен — это особое молитвенное богослужение, совершаемое вне литургии. Через него верующие приносят благодарение Богу или обращаются с прошениями ко Господу, Пресвятой Богородице и святым.Для чего служится молебен?при начале [...]

    Что такое молебен?Молебен — это особое молитвенное богослужение, совершаемое вне литургии. Через него верующие приносят благодарение Богу или обращаются с прошениями ко Господу, Пресвятой Богородице и святым.Для чего служится молебен?при начале [...]

Mail Icon

Подпишись на новости!

Новости, события и жизнь обители - ничего не пропустишь.